Промфронт Полярники
И.П. РУБАН. Род.1912 г. "Я - Северный полюс!"
ПРОМФРОНТ: СЕВЕР

ПОЛЯРНИКИ

Советский художник. Москва. 1979.
Из серии «Люди труда в изобразительном искусстве»
Начиная с 1970 года в издательстве «Советский художник» ежегодно выходила серия альбомов — выставок, посвященных шахтерам и земледельцам, металлургам и авиаторам. К числу таких изданий относится и альбом «Полярники».
Принадлежность к полярникам определяется не только профессией, но и географической средой деятельности. Полярником может быть и моряк, ведущий корабль через торосистые льды, и летчик, пробивающийся на обледенелой машине сквозь густые облака, и геолог, который разведывает богатства земных недр, преодолевая вечную мерзлоту, и строитель, сооружающий гидростанцию на бурной порожистой реке, большую часть года скованной ледяным покровом, и оленевод, пасущий в тундре оленьи стада, и охотник, добывающий пушнину. Всем этим людям, различным по национальности, возрасту и укладу жизни свойственны общие черты характера, закаленного в борьбе со стихиями.
С.Т. Морозов, автор - составитель альбома "Полярники"
полярники промфронт
И.П.РУБАН. Род.1912 г.
Полюс взят. Атомоход "Арктика" на Северном полюсе. 1977
Экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс 1977 года завершилась первым достижением Северного полюса кораблём в надводном положении. 9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманского порта. 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За время похода ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда. В результате экспедиции была практически доказана реальность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
полярники промфронт
Ф.П. РЕШЕТНИКОВ. Род. 1906 г.
Первые Герои Советского Союза А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, В.С.Молоков, Н.П.Каманин, М.Т.Слепнев, М.В.Водопьянов, И.В.Доронин. 1976
Художник Федор Павлович Решетников — «сибиряковец» и «челюскинец», он участвовал в историческом походе ледокольного парохода «Сибиряков», проложившего трассу Северного морского пути, и во всемирно известной челюскинской эпопее. Решетников создал живописный памятник той поре — большой «богатырский» портрет «ледового комиссара» Отто Юльевича Шмидта и групповой портрет семи летчиков — первых Героев Советского Союза.
полярники промфронт
Ф.П.РЕШЕТНИКОВ. Род. 1906 г.
Портрет Отто Юльевича Шмидта. 1977
В 1933 году Отто Шмидт стал руководителем экспедиции на «Челюскин». Летом пароход отправился из Мурманска во Владивосток, однако в Беринговом море судно оказалось зажато льдами. Экспедиция, состоящая из 104 человек, была вынуждена покинуть «Челюскин» и обосноваться на дрейфующей льдине.

Спасать «челюскинцев» решили с помощью авиации, и вскоре к льдине направился первый самолет — АНТ-4, управляемый летчиком Анатолием Ляпидевским. Ляпидевский спас со льдины 10 женщин и двух детей. Спустя чуть больше месяца все «челюскинцы» были доставлены домой.

Через два года Шмидта выбрали академиком Академии наук СССР по отделению математических и естественных наук, а спустя год он организовал первую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс — 1».
полярники промфронт
А.Н.ОСИПОВ. Род. 1928 г.
Строители. Центральная часть триптиха «Седой Вилюй». 1973
Афанасий Николаевич Осипов прежде всего передает зрителю почти физическое ощущение зимы: на крепком морозе искрится голубоватый снег под ногами идущих, серебристым инеем опушены меховые шапки с туго завязанными наушниками и подняты воротники. Без «правильной» шапки из дома лучше не выходить.
полярники промфронт
С.Л.ФРОЛОВ (1924 – 1970)
Портрет судового врача. 1956
Серафим Леониович Фролов — прирожденный жанрист и портретист. Когда смотришь на его «Портрет судового врача» — одухотворенное лицо, обрамленное пилотским шлемом, зоркие добрые глаза, устремленные вдаль, — невольно думаешь: сколько у этого человека забот о людях — ближних и дальних пациентах, разбросанных по «медвежьим углам» Заполярного края.
полярники промфронт
Г.Г. ГОРЕНСКИЙ. Род. 1938 г.
Рыбаки – ненцы. 1972
Выразительно переданы строгая природа Заполярья и условия труда местных жителей на полотне красноярского художника Геннадия Георгиевича Горенского «Рыбаки — ненцы». Живописный строй этой картины словно переносит нас в те края. Характерные черты каждого из четырех персонажей написаны художником с большой теплотой.
И.П.РУБАН. Род. 1912 г.
Зеленое сияние. Полярная ночь на СП. 1968
СП — это научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс». «Зеленое сияние» написано на СП-12, которая работала с 1963 по 1965 год. Станция разместилась на льдине размером 2500×1800 м, которая при открытии находилась на 76°50' с.ш. и 165°34' з.д. Для участников экспедиции было сооружено 6 домиков, из них 4 жилых, а также камбуз и кают-компания.

Игорь Павлович Рубан более тридцати лет работал в Арктике. Художника, увлеченно работающего за мольбертом, привыкли видеть в своем кругу и моряки ледоколов, и зимовщики полярных станций, и авиаторы на заснеженных полярных аэродромах, а нередко и в полетах. Ни одна характерная черта в быту полярников, ни одно примечательное явление природы не проходят мимо его внимания.

Потому-то и рассматриваешь с таким интересом «Зеленое сияние. Полярная ночь на СП», написанную Рубаном на льдине СП-12… Каким же сверхъестественным терпением и выдержкой надо обладать, чтобы дождаться появления на небосводе мгновенно меняющихся сполохов! И какого труда стоит воплощение их на холсте, когда на морозе леденеют краски…
полярники промфронт
Н.П.ЛОЙ. Род. 1925 г.
Самый северный… 1973
полярники промфронт
Н.П.ЛОЙ. Род. 1925 г.
Норильск. Промплощадка. 1977
Николай Павлович Лой чувствовал себя за Полярным кругом как дома. Уроженец Харькова, он постоянно жил в Норильске, где организовал самодеятельную студию и учил молодых художников. В пейзажах Лоя преобладают индустриальные мотивы. Таков «Норильск. Промплощадка» — заводские корпуса на фоне озера и гор. Таков «Самый северный» — буровая вышка в свете прожекторов, пронзающих тьму полярной ночи…
полярники промфронт
К.А.ВЯЛОВ (1900 – 1976)
Спасение советским ледоколом «Красин» итальянской экспедиции Нобиле в 1928 году. 1957
Одна из самых драматичных историй покорения Арктики. В 1926 году итальянский инженер-дирижаблестроитель и исследователь Севера генерал Умберто Нобиле участвовал в экспедиции Руаля Амундсена. Но общего языка два исследователя найти не смогли, и в 1927 году Нобиле выдвинул свой проект экспедиции к Северному полюсу на дирижабле. Инициативу Нобиле поддержал глава Италии Бенито Муссолини.

Лететь путешественники должны были на дирижабле конструкции Нобиле, получившем имя «Италия». В состав экспедиции Нобиле вошли 18 человек. Вылет «Италии» состоялся 23 мая 1928 года. Экспедиция достигла Северного полюса, путешественники сбросили флаг Италии и крест, освящённый Папой Римским, и развернули дирижабль.

Около 10:30 утра 25 мая «Италия» начала падать, а в 10:33 ударилась о лёд. Дирижабль развалился на части. Шесть путешественников взмыли вверх на неуправляемом дирижабле и были унесены ветром на восток. Судьба этих людей до сих пор неизвестна, они и сегодня числятся пропавшими без вести. Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, ещё у троих, включая Нобиле, были сломаны конечности. Из дирижабля во время падения выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка. Изначально палатка не была красной, ее облили краской, чтобы она стала заметнее на льду.

Больше недели мир не знал о судьбе экспедиции Нобиле. 3 июня сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи, принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии. Спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии. В СССР был создан Комитет помощи «Италии». После новости о крушении принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.

Руаль Амундсен, бывший друг и соперник Нобиле, 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек.

На холсте Константина Александровича Вялова одинокая затерянная во льдах красная палатка на первом плане, а чуть дальше могучий двухтрубный корабль, выполненный в суровом «стальном» колорите, что подчеркивает трагизм обстановки. Но вместе с тем, несмотря на трудности, которые испытывают люди, подавленные всевластием стихии, в картине присутствует и оптимистическое начало — взаимопомощь людей разных наций, которых объединяет добрая воля.
Made on
Tilda